Информационная безопасность

О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 14.05.2018 № 08-1184 на сайте МБДОУ детский сад № 125 создан специальный раздел «Информационная безопасность».

Наименование документа Файл
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ скачать

<Письмо> Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08-1184 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»)

скачать
Памятки для детей и их родителей скачать
Методические рекомендации. Информация о мероприятиях, проектах и программах, которые направлены на повышение информационной грамотности педагогов скачать
Нормативное регулирование
  • Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» Скачать
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»Скачать
  • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Скачать
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Скачать
  • Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» Скачать
  • Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»  Скачать
  • Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» Скачать
  • Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Скачать
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Скачать
  • Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161″Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» Скачать
  • Федеральный список экстремистских материалов/сайтов размещен на сайте Минюста РФ http://minjust.ru/ru/extremist-materials?page=11&search=
  • Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2011 года № АФ-12/07 вн  Скачать
  • Распоряжение Праительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р  Скачать

БЕЗОПАСНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТЯМ

29 декабря 2010 года принят ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

КАК СДЕЛАТЬ ИНТЕРНЕТ БЕЗОПАСНЫМ ДЛЯ РЕБЕНКА?

• используйте настройки безопасного поиска и защитите их паролем;

• используйте контентные фильтры и другие инструменты защиты;

• используйте безопасный режим на развлекательных сайтах и в социальных сетях.

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА?

состояние защищенности детей, при котором отсутствует, риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию (Статья 2 ФЗ)

КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРИЧИНЯЕТ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ?

• побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

• способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

• обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

• отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; • оправдывающая противоправное поведение;

• содержащая нецензурную брань; • содержащая информацию порнографического характера. (Статья 5 ФЗ)

НА КАКИЕ ГРУППЫ ДЕЛИТСЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ?

• информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

• информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

• информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

• информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

• информационная продукция, запрещенная для детей. (Статья 6 ФЗ)

КАК ОПРЕДЕЛИСЬ СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ?

• производитель, распространитель информационной продукции размещают знак и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании;

• знак информационной продукции демонстрируется в публикуемых программах теле- и радиопередач, в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале;

• размер знака информационной продукции должен составлять не менее 5% площади экрана, афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- ИЛИ видеопоказе, а также входного билета, приглашения. (Статья 12 ФЗ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

• доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно- телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), предоставляется операторами связи, при условии применения ими средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (Статья 14 ФЗ)

• содержание и художественное оформление печатных изданий, полиграфической продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), аудиовизуальной продукции, иной информационной продукции, используемой в образовательном процессе, должны соответствовать требованиям настоящего Федерального закона (Статья 15 ФЗ)

 • первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей;

• информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках;

• информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границы территорий указанных организаций. (Статья 16 ФЗ)

БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ ДЕТЯМ! ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Интернет – это мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник информации наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию, особенно для ребенка. Агрессия, преследования, мошенничество, психологическое давление, общение с онлайн незнакомцами – это лишь некоторый перечень угроз, которые поджидают ребенка в глобальной сети каждый день.

Россия вошла в зону повышенного риска по обеспечению безопасности детей в глобальной сети. Это обуславливается высокой пользовательской Интернет-активностью российских школьников и высоким уровнем ее бесконтрольности, а также низкими знаниями родителей об опасностях Интернет-среды.

 Как же оградить от них ребенка?

Самый главный совет для родителей – будьте осведомлены о деятельности ребенка.

Говорите с ним об Интернете: спрашивайте, что он сегодня делал, с кем познакомился, что интересного узнал.

Старайтесь регулярно просматривать ресурсы, которые посещает Ваш ребенок, и проверяйте список его контактов, чтобы убедиться, что он и Вы знаете всех, с кем общается.

Попросите ребенка сообщать Вам или близким людям о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет, и не ругайте за неприятные случаи, иначе он все будет скрывать.

Второе важное правило – станьте проводником ребенка в Интернет.

Научите ребенка правильно искать нужную информацию, сформируйте список полезных, интересных, безопасных для детей ресурсов и посоветуйте правильно их использовать.

С самого начала объясните ребенку, почему ни в коем случае не стоит выдавать данные о себе и своей семье, публиковать фотографии, где изображен сам ребенок, семья, школа и прочие данные.

Научите вашего ребенка уважению и этикету в Интернете.

По статистике, более 80% российских детей имеют профиль в социальных сетях, а 23% сталкиваются в Сети с агрессией и унижением. Попросите ребенка не провоцировать конфликтные ситуации и относиться к другим так же, как он хотел бы, чтобы относились к нему самому.

Объясните, что ни при каких обстоятельствах не стоит размещать провокационный материал и не распространять по чьей-либо просьбе информационные и агрессивно-настроенные сообщения.

Информация, выложенная в Интернет – доступна всем и может быть использована в любых, в том числе, мошеннических целях.

Предупредите ребенка, что не стоит добавлять «в друзья» незнакомых людей — они могут быть не теми, за кого себя выдают.

 Ни в коем случае не соглашался на «живые» встречи с Интернет-незнакомцами, прежде чем не поставит в курс вас или близких родственников.

Посоветуйте ему общаться в Интернете с теми, с кем он лично знаком.

Предостерегите от скачивания платной информации, особенно через sms.

Используйте технические возможности Вашего компьютера и Оператора.

Для предотвращения нежелательного контента и вирусов необходимо установить антивирус, настроить антиспам фильтры в почте.

 С помощью средств Родительского контроля или соответствующих услуг Оператора можно создавать «белый» список Интернет-сайтов, ограничить время пребывания ребенка в Интернет, настроить возрастной фильтр.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ИНТЕРНЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ (КРОМЕ РОДИТЕЛЕЙ)

— Никому и никогда не разглашай свои пароли. Они – твой главный секрет. Придумай свой уникальный пароль, о котором никто не сможет догадаться. Не записывай пароли на бумажках, не храни их в открытом доступе. Не отправляй свои пароли по электронной почте.

— При регистрации на сайтах и в социальных сетях старайся не указывать личную информацию (номер телефона, адрес места жительства, школы, место работы родителей и другое) – она может быть доступна всем, даже тем, кого ты не знаешь!

— Помни, что фотография, размещенная в Интернете доступна для просмотра всем. Старайся не размещать фото, на которых изображена твоя семья, школа, дом и другие личные данные.

 — Старайся не встречаться с теми, с кем ты знакомишься в Интернете.

 — Помни, что многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду.

— В Интернете и социальных сетях старайся общаться только с теми, с кем ты лично знаком. Подумай и посоветуйся с родителями, прежде чем добавить незнакомого человека к себе в список «друзей».

— Не используй веб-камеру при общении с незнакомыми людьми, помни о необходимости сохранять дистанцию с незнакомыми людьми.

 — Уважай собеседников в Интернете. Никогда и ни при каких обстоятельствах не угрожай другим, не размещай агрессивный и провокационный материал. Будь дружелюбен. Не груби.

— Помни, что даже в Интернете существует «сетевой этикет». Если ты пишешь сообщение заглавными буквами, то собеседник может подумать, что ты кричишь на него.

— Не вступай в незнакомые сообщества и не распространяй по чей-либо просьбе информационные, провокационные и агрессивно-настроенные материалы и сообщения.

— Не все, что ты можешь прочесть или увидеть в интернете — правда. Не ленись и перепроверяй информацию в других поисковиках или спроси у родителей.

— Помни, что существуют сайты, непредназначенные для детей, не заходи на сайты «для тех, кто старше 18 лет», на неприличные и агрессивно настроенные сайты. Если ты попал на такой сайт по ссылке, закрой свой браузер, используя клавиши “ctrl+alt+delete”.

 — Расскажи все, что ты увидел, выучил или узнал нового взрослому.

 — Ни в коем случае не указывай свой номер телефона или электронный адрес, не отправляй с него sms на незнакомые номера в Интернете.

— Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать.

 — Если тебе показалось, что твои друзья отправляют тебе «странную» информацию или программы, переспроси у них, отправляли ли они тебе какие-либо файлы. Иногда мошенники могут действовать от имени чужих людей.

— Если ты хочешь купить в Интернете какую-либо услугу или игру, обратись к взрослому. Он подскажет тебе, как избежать мошенничества.

 — Не загружай файлы, программы или музыку без согласия взрослых – они могут содержать вирусы и причинят вред компьютеру.

— Попроси родителей установить на компьютер антивирус и специальное программное обеспечение, которое будет блокировать распространение вирусов.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

«Ребенок дома, за компьютером — значит, все в порядке, он в безопасности». Так считают многие родители. И ошибаются. Детей эры поисковых систем и социальных сетей опасности подстерегают не только на улице. Через мониторы компьютеров угроз на них обрушивается отнюдь не меньше. Одна из опасностей — кибербулинг: запугивание, психологический и физический террор — до чувства страха и подчинения. В Интернете насилие такого рода не редкость, как и различный агрессивный и нежелательный контент, мошенничество, сексуальное домогательство. Конечно, Интернет не только источник угроз, он открывает большие возможности для общения и саморазвития. Чтобы Интернет приносил пользу, а не вред, родителям необходимо научить детей правилам безопасного пользования Сетью так же, как они учат их не переходить дорогу на красный свет светофора.

Четыре правила для взрослых

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей во Всемирной паутине:

— Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.

— Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть:

— Объясните ребенку, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и «хорошие» и «плохие» люди. Объясните, что, если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям.

— Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее , в том числе с вашей помощью.

— Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки sms, во избежание потери денег.

— Составьте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

 Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети:

— Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение — решение родительского контроля, антивирус Касперского или Doctor Web.

— Если ваш ребенок — учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время его пребывания в Интернете.

— Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.

— Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.

— Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривали ваш сын или дочь.

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:

— Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и интернет-грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.

— Знакомьте всех членов вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.

О чем говорит статистика?

Приводим основные выводы исследования, проведенного компанией «Билайн» среди интернет-пользователей в пяти крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске. Интернет в жизни людей Абсолютное большинство респондентов (96%) выходят в Интернет каждый день и пользуются им в среднем около 5 часов. Интернет для активного пользователя — это в большей степени информационная база и электронная библиотека. Угрозы в Интернете Большинство (84%) респондентов сталкивались в Интернете с нежелательной информацией (например, экстремистского, порнографического, рекламного содержания) и с заражением компьютера вирусами. Что такое безопасный Интернет Большинство респондентов (88%) вкладывают в понятие «безопасный Интернет» защиту от вирусов, вредоносных программ, 70% — защиту от взлома личной информации, 54% — защиту от спама, и практически половина (45%) опрошенных понимает «безопасный Интернет» как защиту детей от нежелательной информации.

Средства самостоятельной защиты пользователей в Интернете 50% опрошенных предпочитают использовать базовые средства безопасности, и более половины (55%) опрошенных считают, что обеспечивать безопасность в Интернете самостоятельно довольно сложно. Лишь 4% респондентов решают проблемы по мере поступления. В качестве основного средства обеспечения своей безопасности большинство опрошенных (93%) отмечают антивирусные программы.

Что такое Интернет-грамотность, кому и как надо ее повышать?

 Наряду с тем, что большинство (89%) опрошенных понимают интернет-грамотность как умение осуществить поиск информации и пользоваться важнейшими сетевыми ресурсами, 70% считают интернет-грамотностью также осведомленность об угрозах безопасности в Интернете. 75% опрошенных считают, что интернет-грамотность важная для любого современного человека и в особенности для детей. Интересно, что в среднем респонденты с детьми 8-16 лет оценивают уровень своей интернет-грамотности выше, чем уровень грамотности своего ребенка. 60% опрошенных родителей с детьми 8-16 лет заинтересованы в повышении уровня интернет-грамотности собственных детей. Около половины считают, что это в первую очередь задача школы или родителей.

Горячие телефоны

В России действует бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи:

Линия помощи «Дети онлайн» (8-800-25-000-15)

Центр безопасного интернета 8-800-200-24-00

Информация для родителей о возможностях по организации родительского контроля за доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» —Crawler Parental Control 1.1; KidsControl 2.02; ParentalControl Bar 5.22; Spector Pro 6.0;КиберМама.

Лучшие  ресурсы  для детей и родителей скачать