История Тверского трамвая

p344_2d834a252c0eaa535ea885af312_prevТрамвайное движение в городе Твери было открыто 15 августа 1901 года (28 августа по новому стилю). Согласно публикации из журнала «Пантограф» (автор — В. Филиппов), в первую очередь была открыта линия от Восьмиугольной площади (ныне площадь Ленина) до Морозовской фабрики (нынешняя остановка «Пролетарка») длиной 4,5 км, во вторую очередь — линия от Восьмиугольной площади до железнодорожного вокзала протяжённостью 2,8 км.

По информации от А. Оландера, владельцем Тверской городской железной дороги (первоначальное название трамвая) была франко-швейцарская «Компания тверских городских железных дорог и освещения». Как и все трамвайные хозяйства дореволюционной России, Тверской трамвай был прибыльным.

Все трамвайные линии первоначально были однопутными, имели разъезды. Ширина колеи составляла 1000 мм. Трамвайное депо было построено на берегу реки Тьмаки, вблизи нынешней улицы Софьи Перовской (на месте бывшего депо находится здание компании «Тверьэнерго»). Все вагоны были доставлены из Бельгии.

После октябрьской революции 1917 года трамвай был национализирован. С ноября 1920 года по апрель 1922 года движение не осуществлялось.

По информации от В. Филиппова, в мае 1930 года начались полномасштабные работы по перестройке трамвайной сети на широкую колею (1524 мм). Старые узкоколейные вагоны в количестве 7 единиц были переданы в Краснодар, ещё 13 вагонов, работавших с 1901 года, в течение некоторого времени оставались в городе. 7 ноября 1930 года вступила в строй ширококолейная линия Железнодорожный вокзал — «Пролетарка». Вскоре трамвайная линия пересекла реку Волгу. В заволжской части города вначале был открыт участок до Ленинградской заставы, затем — до Вагоностроительного завода.

1 апреля 1933 года деревянное здание трамвайного депо полностью сгорело. Новое депо было решено строить на другом месте, вблизи нынешней площади Капошвара, примерно на середине пути от железнодорожного вокзала до центра города. Депо, известное сейчас как «Депо №1», вступило в строй в 1934 году.

По информации от В. Филиппова, в 1932 году была открыта однопутная линия грузового трамвая от Волжского моста через Старотверецкий мост в Затверечье, к складу Савватьевского торфопредприятия вблизи Пожарной площади. Склад вблизи Пожарной площади был соединён узкоколейной железной дорогой с торфомассивом, расположенным за чертой города. Торф вывозился на торфосклад по узкоколейной железной дороге, из торфосклада доставлялся грузовыми трамваями на городскую электростанцию. Производились перевозки и других грузов по различным маршрутам.

Унификация колеи трамвая с магистральными железными дорогами заметно помогла городу в годы Великой Отечественной войны. По трамвайной линии в вагонах-хопперах магистральных железных дорог перевозился торф, который в то время был основным видом топлива. При этом использовались трамвайные электровозы.

В 1976 году было открыто трамвайное депо №2, построенное в Заволжском микрорайоне Соминка. Перспективными планами предусматривалось строительство третьего депо.

Вплоть до начала 1990-х годов трамвайная сеть Калинина (Твери) активно развивалась. В отличие от многих других городов, в Калинине не было случаев ликвидации трамвайных линий, за исключением небольшого участка на улице Урицкого (ныне Трёхсвятская) в конце 1970-х годов. Однако в качестве замены линии по улице Урицкого была открыта линия по параллельной ей новой улице — Тверскому проспекту. От переноса путей с улицы Урицкого на Тверской проспект трамвайная сеть выиграла, а не потеряла: исчезла необходимость прохождения двух кривых малого радиуса при движении по направлению север — юг (Речной вокзал — площадь Капошвара).

Калининский трамвай в 1970-1980-х годах считался образцовым. Трамвайные линии имелись в большинстве районов города, трамвай был основным видом транспорта (при наличии троллейбуса и автобуса).

Наивысшего развития трамвайная сеть достигла в 1990 году — был открыт участок от конечной станции «Бульвар Цанова» («Рыбокомбинат») до микрорайона Южный.

После 1991 года, несмотря на произошедшие в стране перемены, удалось найти возможность открыть новый трамвайный маршрут (№18, «ДСК» — «Кольцевая»). Он просуществовал несколько лет. 18-й номер маршрута был наивысшим в истории Твери.

С середины 1990-х годов трамвайное хозяйство Твери находится в состоянии глубокого кризиса. Варварскими постановлениями местных властей под предлогом борьбы с дорожными «пробками» была демонтирована линия по улицам Софьи Перовской и Советской (западная часть), прекращена (без демонтажа) эксплуатация линии по улицам Советской (восточная часть) и Вагжанова.

В 2004 году было «временно» прекращено движение на линии от площади Гагарина в Затверечье. Названная причина — аварийное состояние Восточного моста через Волгу. Однако автомобильное движение по Восточному мосту прекращено не было.

По состоянию на 2008 год, Тверской трамвай уже не является главным транспортом в городе. На сохранившихся линиях вагоны курсируют медленно и ненадёжно — привычным явлением являются трамвайные «заторы» из-за поломок устаревших вагонов, автомобильных аварий и припаркованного в габарите путей автотранспорта. Существует угроза закрытия трамвайного депо №1 с целью освобождения его территории под строительство торгового комплекса.

Рассматриваются планы снятия линии по Тверскому проспекту. Если это осуществится, трамвай окончательно покинет центр города, на оставшихся линиях перевозки сократятся до минимума. «Логичным» продолжением снятия линии на Тверском проспекте могла бы стать окончательная ликвидация остатков образцовой когда-то трамвайной сети. Если отношение к трамваю, его роли и месте в жизни города не изменится, единственным напоминанием о нём может стать вагон-памятник, установленный на пешеходной Трёхсвятской улице…

Летом 2011 года был произведён демонтаж недействующей трамвайной линии от станции «Республиканская» до станции «Мигалово». В декабре 2011 года было окончательно закрыто трамвайное депо №1.

По состоянию на 2014 год, остаются действующими линия «Автовокзал» — «ДСК» с ответвлениями на «Кольцевую» и «Константиновку», линия «Бульвар Цанова» — «Республиканская» через площадь Капошвара.

 Фотографии 2006 — 2011 гг.

p344_3a5b71c25bd6c2102ee6f9330c8_prev

«Система» (двухвагонный состав) вблизи остановки «Речной вокзал».  06.05.2006

p344_2a1e0db0992b25720a66264dd81_prev

 Вагон 14-го маршрута на остановке «Железнодорожный вокзал»  20.09.2008

p344_46c81399ab29ec432f1dcd0acbf_prev

Проспект Чайковского 15.04.2009

p344_363fbdd0a70c99e3a2b29d4405b_prev

 Проспект Чайковского 15.04.2009

p344_d86ac16517c9bcf63e782f343d1_prev

 Станция «Республиканская» 15.04.2009

p344_1399d2068b53450e27da3ddbc2a_prev

 Станция «Республиканская» 15.04.2009

p344_ba10ccff1b5f38309e4ea3f02fa_prev

Закрытая станция «Мигалово» 15.04.2009

p344_6177abb66fc4c58f128af4d84c0_prev

 Закрытая станция «Искож» 17.10.2009

 p344_328a0e90fb6ff7b1fbc0304a7e5_prev

Депо №1 17.10.2009

 p344_a5e90f502c7d226cba323c7ef7a_prev

Линия на Константиновку 25.03.2010

 p344_1f500787098fc3c410c3919f9fe_prev

Нововолжский мост 05.07.2010

 p344_6c24f8cd20c212d9071aa1d781f_prev

Станция «ДСК» 05.07.2010

p344_8885a255567707cba32b84cdcf5_prev

Станция «Кольцевая» 23.10.2011

p344_237e7819a607ec43d2e37bf1d5a_prev

Депо №2 23.10.2011

p344_bfa64043a8c6009987bc3b7a200_prev

Линия на улице Горького. Остановка «площадь Мира», вагон следует в сторону ДСК. 23.10.2011

p344_c120139fa934f70e3d15eeb750d_prev

Тверской проспект.  23.10.2011