Учебная нагрузка

Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул

Годовой календарный учебный график – ведущий документ детского сада, реализующий содержание образования путем определения количества и названия учебных предметов на каждую возрастную группу, последовательности чередования и количества учебных предметов в неделю. Принципами  его построения являются: полнота, целостность, сбалансированность, преемственность, соответствие реальному времени, четкая осознанность.

Годовой календарный учебный график обсуждается и принимается педагогическим советом и утверждается приказом заведующего ДОУ по согласованию с учредителем до начала учебного года.

Для обучающихся по программам дошкольного образования учебный год не вводится. Может вводиться перерыв в занятиях, например с 31 мая по 31 августа, однако это право организации, а не обязанность. Временные рамки такого перерыва организация устанавливает самостоятельно. Обоснование При реализации образовательных программ дошкольного образования понятие «учебный год» не применяется.

Образовательная программа дошкольного образования может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в детском саду (п. 2.5 ФГОС дошкольного образования). В то же время она может предусматривать перерыв в занятиях в связи с прогнозируемым снижением посещения детьми детского сада, например, в летний период. Перерыв в образовательной деятельности не является каникулами, поскольку его целью является оптимизация работы детского сада в определенный период времени, а не плановый перерыв для отдыха от образовательной нагрузки (п. 11 ч. 1 ст. 34 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)

Организованная образовательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется в процессе вовлечения их в различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительную, музыкальную. Педагог дозирует объем образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе вовлечения их в различные виды детской деятельности, в том числе и в форме занятий. Особое внимание необходимо уделять гигиене организации и проведения занятий с детьми, обеспечивать рациональное сочетание умственной и физической нагрузки, а также достаточную двигательную активность ребенка в течение дня. Педагоги дозируют объем образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет — не более 20 минут, для детей от 5-ти до 6-ти — не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статистического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т. д.