Уважаемые родители!
Всегда соблюдайте Правила дорожного движения, особенно, если с вами рядом ребёнок!
Информация
отдела ГИБДД УМВД по городу Твери
За 2 месяца т.г. на территории г.Твери и области зарегистрировано 31 (АППГ 32, -3,1%) дорожно-транспортное происшествие с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 1 ребенок погиб (АППГ — 2) и получили ранения 31 (АППГ 37, — 16,2%) ребенок. В Твери произошло – 11 ДТП или 35,4% от общего числа, погибших нет и ранено 11 детей.
В текущем году увеличилось количество детей пострадавших, в качестве пешеходов – 14 случаев (АППГ — 9). По собственной неосторожности пострадало 6 (АППГ — 4) детей.
В целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в период весенних школьных каникул на улицах и дорогах города Твери с 12 по 23 марта 2018г. проводится профилактическое мероприятие
«Внимание — каникулы».
Уважаемые родители!
Самое основное, что должен запомнить каждый родитель: главным учителем безопасного поведения на дороге для его ребенка будет не школа, а именно он. Учить ребенка безопасному поведению нужно как можно раньше, буквально с первых шагов за ручку по улице. И главенствующую роль в этом играет семья. Прежде всего — потому, что модель грамотного, безопасного поведения на улице и дороге ребенок усваивает в дошкольном возрасте, когда рядом с ним самые близкие люди. Но практика показывает, что и сами родители часто не знают элементарных правил дорожной безопасности. А если и знают, то почему-то не считают нужным их соблюдать, видимо, полагая, что несчастные случаи на дороге могут произойти с кем угодно, но только не с ними. А дети – лишь копируют поведение взрослых. Родитель может хоть сто раз сказать своему ребенку «не ходи на красный», но если он сам бежит через дорогу, не взирая на сигналы светофора – ребенок будет поступать точно так же.
Во время каникул необходимо использовать любую возможность и каждый день напоминать ребенку о дорожной безопасности. Не оставляйте детей без присмотра на улице, не разрешайте им играть вблизи проезжей части, а также не допускайте отвлечения на сотовый телефон и иные электронные устройства при переходе проезжей части. Приучайте детей с раннего возраста уважительно относится к соблюдению правил дорожного движения и не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.
Вспомним Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста и школьников
Актуальность обеспечения безопасности дорожного движения растет, и это объясняется увеличением количества автомобилей на дорогах. В таких условиях большое значение приобретает выполнение правил дорожного движения для детей, которые являются самой незащищенной категорией участников дорожного движения. Несчастные случаи происходящие с детьми на дорогах, чаще вызваны: выходом на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом или из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия; игрой на проезжей части; ходьбой по проезжей части. Эти действия ребенок производит из-за неспособности оценить реальную опасность, грозящую ему на дороге. Поэтому правила дорожного движения для детей дошкольного возраста и школьников имеют огромное значение для сохранения их жизни и здоровья, и родители должны воспитывать в своих детях уважение к Правилам и осознание того, что их неукоснительное соблюдение является обязательным.
Очень полезно акцентировать внимание детей на Правила, будучи в дорожной обстановке, где можно наглядно учить ребенка ориентироваться и оценивать обстановку на дороге. Родители не должны надеяться на то, что ребенка научат, как вести себя на дороге, в детском саду или школе. Они обязаны сами использовать любую возможность для формирования и развития у детей навыков правильного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. В этом контексте очень важным является положительный пример взрослых, так как именно на нем основывается детское восприятие законов дороги. И если родители сами переходят дорогу в неустановленном месте или пренебрегают в присутствии ребенка сигналами светофора, то наивно надеяться на то, что и сам ребенок будет выполнять эти правила. Поэтому следует неустанно учить ребенка внимательности и осторожности на дороге; указывать на ошибки участников дорожного движения; закреплять полученные знания о безопасном поведении посредством чтения книг, стихов и, конечно, не забывать о поощрении положительных привычек ребенка в правильном поведении на дороге. Нужно помнить, что в вопросах безопасности ребенка нет мелочей, а беду всегда легче предупредить, чем преодолевать.
Непослушный пешеход
Через лес бежит дорога,
Светофор моргает строго.
К переходу все спешат:
От лосей и до мышат.
Иногда через дорогу
Пешеходов очень много
Скачет, ходит, пролетает,
Пробегает, проползает.
Мама ежика учила,
Мама пальчиком грозила:
– Помни правила, малыш!
Если красный свет – стоишь!
Если желтый – просто жди,
На зеленый – проходи!
Непослушный пешеход
Сделал все наоборот!
Ежик очень торопился
И клубочком покатился
Прямиком на красный свет!
Можно так? Конечно, нет!
Завизжали тормоза,
И зажмурил еж глаза.
Старый толстый самосвал,
Забибикал, зарычал:
– Еле я остановился,
Чуть с дороги не свалился!
Что, не знаешь правил ты?!
Ну-ка быстро марш в кусты!
Дам тебе я, еж, совет:
Не ходи на красный свет!
Еж тихонько пропыхтел:
– Извините, не хотел.
Рассказал нам светофор:
Еж исправился с тех пор.
Лучше всех порядок знает,
Ничего не нарушает!
Правила дорожного движения детям.
Правила дорожного движения для пешеходов. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и наземным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
Правило первое. Выберите безопасное место для перехода. Если вблизи нет пешеходного перехода или перехода со светофором, выберите место, откуда хорошо видно дорогу во всех направлениях. Не пытайтесь пробраться на дорогу между стоящими машинами. Важно, чтобы не только вы хорошо видели дорогу, но и чтобы вас хорошо было видно любому водителю. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь. Правило второе. Перед переходом обязательно остановитесь, прежде чем ступить на проезжую часть, и внимательно осмотрите дорогу. Стоять нужно у края тротуара, немного отступив от бордюра — так, чтобы видеть приближение машин.Правило третье. Осмотритесь и прислушайтесь. Машина может выехать неожиданно. Но если быть внимательным, «держать ушки на макушке», можно услышать приближение машины еще до того, как она станет видна. Правило четвёртое. Если приближается машина, пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других автомобилей. Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться. В первые секунды она может заслонить собой автомобиль, который едет ей навстречу. Не заметив его, можно попасть в «ловушку». Правило пятое. Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша, переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом. Правило шестое. Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки. Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо — повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины. Правило седьмое. Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости остановитесь, дайте водителю объехать вас.
Правила дорожного движения для велосипедистов
Управлять велосипедом, при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет. Велосипеды, мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Колонны велосипедистов должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м. Водителям велосипеда и мопеда запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками; перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. Запрещается буксировка велоприцепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
Нам взрослым следует учитывать то, что каждый третий ребёнок,
ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в автомобиле в качестве пассажира.
Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:
1.Пристёгивайтесь сами и пристегивайте ребенка ремнями безопасности всегда! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.
2.Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.
3.Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являетесь примером для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не ругайте их. Вместо объясните ребенку, в чём ошибка других участников дорожного движения. Спокойно признавайте и свои ошибки.
4.Во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться.
Обучение правилам дорожного движения в детском саду
ПДД в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который воспитатели стараются донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге.
На протяжении всего обучения наши воспитатели обращаются к теме безопасности дорожного движения. Специально, с этой целью, в МКДОУ проводят различные мероприятия, выставки, развлечения, обучают правилам дорожного движения в непосредственной образовательной деятельности.
Наши педагоги используют на занятиях разнообразную атрибутику правил дорожного движения для детского сада: игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, знаки. В интересной, увлекательной форме воспитатели организовывают игры по придуманным сюжетам, отражающим различные ситуации на улице, что помогает детям лучше усвоить знания и навыки, столь необходимые на дороге.
Когда ребенок только приходит в детский сад, занятия по ПДД имеют ознакомительный характер. Дети знакомятся с такими понятиями, как «дорога», «светофор», «пешеходный переход», постепенно начинают изучать виды транспортных средств. Позже круг знаний по безопасности на дорогах, расширяется. Дети узнают о правилах движения транспорта, о работе водителя и сотрудника ДПС ГИБДД, о распространенных дорожных ситуациях. Продолжается знакомство с дорожными знаками и светофором. Все эти мероприятия постепенно воспитывают в ребенке грамотного пешехода, формирует у детей нормы дисциплинированного поведения на улице и соблюдения ими правил безопасности.
Главным для детей в обучении ПДД остается пример взрослых – воспитателей и родителей. Уважаемые родители, помните, что вы тоже должны соблюдать правила. Только в этом случае обучение будет эффективным. Помните, что рядом дети!
Правила дорожного движения в картинках
Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны
Переходи улицу только по пешеходному переходу
Переходя дорогу остановись, посмотри, нет ли близко автомобиля
Переходя улицу с двусторонним движением по пешеходному переходу, посмотрите налево и направо, убедитесь, что поблизости нет автомобиля или приближающиеся транспортные средства остановились и переходите дорогу.
Всегда пропускайте автомобили с включенными спецсигналами
Переходи улицу только на зеленый свет
СВЕТОФОР — НАСТОЯЩИЙ ДРУГ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ!
Всякое движение запрещено!
Остановись и жди!
Внимание!
Ждите нового сигнала!
Движение разрешается!
Можешь переходить улицу!
Пользуйтесь подземным, надземным и наземным переходами
Не перебегай проезжую часть перед близко идущим транспортом
Не обходи стоящий автомобиль — это опасно. Подожди пока он отъедет
Ожидая транспорт, стойте только на посадочных площадках или обочине
Подходите для посадки только после полной остановки транспортного средства
Необходимо пристегнуться если вы едите в легковом автомобиле
Велосипедистам не следует устраивать гонки на проезжей части и на тротуарах
Ведите велосипед рядом, если переходите улицу. Не рискуйте, переезжая дорогу!
Катайтесь на роликах, скейтбордах и велосипедах в местах предназначенных для этого
Не играйте на проезжей части!
За городом нужно идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту
Почитайте детям о правилах дорожного движения
Андрей Усачев ДОМИК У ПЕРЕХОДАУ дороги в домике Без сада и крылечка Проживают гномики, Два славных человечка: Не играют в домино, Гном зеленый говорит: — И днем и ночью темною У человечков важная Ирина Гурина ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Красным глазом светофор Если красный свет горит, Мимо ехали машины, Длинный-длинный лесовоз Транспорт начал тормозить, Пешеходы не идут, Полосатый переход Несет малыш игрушку, Зеленый свет горит, СКАЗКА ПРО ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ Наши знаки на дороге Все рассорились кругом, «Знать хотим мы, кто главнее!» И не ругались больше никогда! ЗАПРЕЩАЕТСЯ — РАЗРЕШАЕТСЯ В.Семерин И проспекты, и бульвары — Всюду улицы шумны, Проходи по тротуару Только с правой стороны! Тут шалить, мешать народу За — пре — ща — ет — ся! Быть примерным пешеходом Разрешается Если едешь ты в трамвае, И вокруг тебя народ, Не толкаясь, не зевая, Проходи скорей вперед. Ехать «зайцем», как известно, За — пре — ща — ет — ся! Уступить старушке место Разрешается. Если ты гуляешь просто, Все равно вперед гляди, Через шумный перекресток Осторожно проходи! При зеленом даже детям Разрешается… Переход при красном свете За — пре — ща — ет — ся! ЕСЛИ БЫ… О.Бедарев Идет по улице один Довольно странный гражданин. Ему дают благой совет: — На светофоре красный свет. Для перехода нет пути. Сейчас никак нельзя идти! — Мне наплевать на красный свет! — Промолвил гражданин в ответ. Он через улицу идет Не там, где надпись «Переход», Бросая грубо на ходу: — Где захочу, там перейду! Шофер глядит во все глаза: Разиня впереди! Нажми скорей на тормоза, Разиню пощади!.. А вдруг бы заявил шофер: «Мне наплевать на светофор!» — И как попало ездить стал. Ушел бы постовой с поста. Трамвай бы ехал, как хотел. Ходил бы каждый, как умел. Да … там, где улица была, Где ты ходить привык, Невероятные дела Произошли бы вмиг! Сигналы, крики, то и знай: Машины — прямо на трамвай, Трамвай наехал на машину, Машина врезалась в витрину. Но нет: стоит на мостовой Регулировщик-постовой, Висит трехглазый светофор, И знает правила шофер.
|
ФУТБОЛЬНЫЙ МЯЧ В одной квартире проживал Один спортивный мальчик, А с ним в квартире проживал Один футбольный мячик.Красивый, новый, кожаный И весь такой ухоженный! Он лихо прыгал и летал, Взлетел как птица новый мяч, Красивый, новый, кожаный Он по дороге мчится вскачь, В одной квартире проживал Несчастный, старый, кожаный Чтоб не было несчастья, СВЕТОФОР Город безумный, город упрямый, Но неизменно в любую погоду Но непременное правило помни: Стой! Не иди, если красный горит, СВЕТОФОР Есть помощник у машин. Если свет горит зеленый, Чтоб они затормозили, Вот стоят они и ждут: СВЕТОФОР Р.Фархади У любого перекрестка Нас встречает светофор И заводит очень просто С пешеходом разговор: «Свет зеленый — проходи. Желтый — лучше подожди. Если свет зажегся красный Значит, двигаться опасно! Стой!
САМОКАТ И.Кончаловский Пристают к отцу ребята: «Подари нам самокат!» Так пристали, что отец Согласился, наконец. Говорит отец двум братцам: «Сам я с вами не пойду, Разрешаю вам кататься Только в парке и в саду». На бульваре старший брат Обновляет самокат. Младший брат не удержался И по улице помчался. Он летит вперед так скоро, Что не видит светофора … Вот без тормозов, один, Он попал в поток машин. Так и есть! — шалун споткнулся, Под машину подвернулся, Но водитель был умелый, У мальчишки ноги целы. Жив остался в этот раз — Слезы катятся из глаз. Полюбуйтесь-ка, ребята, На владельца самоката: Он не бегает, сидит, У него рука болит. Ты имеешь самокат — Так иди с ним в парк и в сад, Можно ездить по бульвару, По дорожке беговой, Но нельзя по тротуару И нельзя по мостовой. |
Ю. Яковлев
Делаем ребятам Чтоб не волновались ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В теплый солнечный денек Но чтобы в школу мне попасть, Вдруг по гладкой мостовой Не тормозит — летит вперед. А должно — наоборот… СВЕТОФОР Папа Свету в детский сад СВЕТОФОР А.Северный Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный Горим и день, и ночь — Зеленый, желтый, красный. Наш домик — светофор, Мы три родные брата, Мы светим с давних пор В дороге всем ребятам. Мы три чудесных цвета, Ты часто видишь нас, Но нашего совета Не слушаешь подчас. Самый строгий — красный свет. Если он горит, Стоп! Дороги дальше нет, Путь для всех закрыт. Чтоб спокойно перешел ты, Слушай мой совет: Жди! Увидишь скоро желтый В середине свет. А за ним зеленый свет Вспыхнет впереди. Скажет он: «Препятствий нет, Смело проходи!» Коль выполнишь без спора Сигналы светофора, Домой и в школу попадешь, Конечно, скоро.
СКВЕРНАЯ ИСТОРИЯ С.Михалков Движеньем полон город — Бегут машины в ряд. Цветные светофоры И день, и ночь горят. И там, где днем трамваи Звенят со всех сторон, Нельзя ходить зевая, Нельзя считать ворон. Но кто при красном свете Шагает напрямик? А это мальчик Петя — Хвастун и озорник. Волнуются шоферы, Во все гудки гудят, Колеса и моторы Остановить хотят. Свернул водитель круто, Вспотел, как никогда: Еще одна минута — Случилась бы беда. И взрослые и дети Едва сдержали крик: Чуть не убит был Петя — Хвастун и озорник. СВЕТОФОР Есть сигналы светофора, Зеленый свет открыл дорогу: Красный свет нам говорит! МОЯ УЛИЦА С.Михалков Здесь на посту в любое время Дежурит ловкий постовой, Он управляет сразу всеми, Кто перед ним на мостовой. Никто на свете так не может Одним движением руки Остановить поток прохожих И пропустить грузовики. В.Головко ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ Правила движения, |
АВТОМОБИЛЬ Н. Носов
Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шоферов, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим — на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофер из машины вылез и куда-то ушел. Мы подбежали. Я говорю:
—Это «Волга».
А Мишка:
—Нет, это «Москвич».
—Много ты понимаешь! — говорю я.
—Конечно, «Москвич», — говорит Мишка. — Посмотри, какой у него капор.
— Какой, — говорю, — капор? Это у девчонок бывает капор, а у
машины — капот! Ты посмотри, какой кузов.
Мишка посмотрел и говорит:
— Ну, такое пузо, как у «Москвича».
—Это у тебя, — говорю, — пузо, а у машины никакого пуза нет.
—Ты же сам сказал «пузо».
— «Кузов» я сказал, а не «пузо»! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь!
Мишка подошел к автомобилю сзади и говорит:
— А у «Волги» разве есть буфер? Это у «Москвича» — буфер.
Я говорю:
— Ты бы лучше молчал. Выдумал еще буфер какой-то. Буфер —
это у вагона на железной дороге, а у автомобиля — бампер. Бампер
есть и у «Москвича», и у «Волги».
Мишка потрогал бампер руками и говорит:
— На этот бампер можно сесть и поехать.
—Не надо, — говорю я ему.
А он:
—Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем.
Тут пришел шофер и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:
— Садись скорей! Садись скорей!
Я говорю:
— Не надо!
А Мишка:
— Иди скорей! Эх ты, трусишка!
Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит:
— Я спрыгну! Я спрыгну!
—Не надо, — говорю, — расшибешься!
А он твердит:
—Я спрыгну! Я спрыгну!
И уже начал отпускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:
— Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит!
Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрестке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу верх. Автомобиль остановился, а я все тащу. Мишка наконец снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:
— Держись, дурак, крепче!
Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.
— Слезай, — говорю Мишке.
А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофер из кабины вылез — все на него набросились:
— Не видишь, что у тебя сзади делается?
А про нас забыли. Я шепчу Мишке:
— Пойдем!
Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!
Потом Мишка говорит:
— Штаны — это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут.
Мне вот только шофера жалко: ему, наверно, из-за нас достанется.
Видал, милиционер номер машины записывал?
Я говорю:
— Надо было остаться и сказать, что шофер не виноват.
— А мы милиционеру письмо напишем, — говорит Мишка.
Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец, написали:
«Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват, виноваты мы с Мишкой: мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно».
На конверте написали:
«Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру». Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдет.
ДОРОЖНАЯ СКАЗКА
Жили-были Ежик и Зайчонок.
Однажды они играли у дороги. Зайчик стал перебегать дорогу и попал под машину. Он очень сильно ушиб лапку. Добрые люди взяли и отдали его в школу в живой уголок. Ребята за ним ухаживали и лечили его.
Ежик соскучился по своему другу и решил навестить его. Перед началом пути Ежик зашел к Мудрой Сове.
Он спросил:
— Мудрая Сова, расскажи, как мне добраться до школы. Хочу сходить в гости к Зайчику.
Мудрая Сова ответила:
— Школа находится в городе. Чтобы до нее дойти, нужно пройти много дорог. А дороги в городе опасны. По ним ездят машины, автобусы, троллейбусы, нужно быть особенно внимательным и осторожным, чтобы не попасть под колеса.
— Что же мне делать? Кто мне поможет? — спросил Ежик.
— Я думаю, тебе может помочь Сорока. Она часто бывает в городе и много о нем знает.
Ежик нашел Сороку на высокой березе. Она делилась новостями с подружками.
— Дорогая Сорока, помоги мне найти дорогу к школе, в которой живет мой дружок Зайчонок.
— Хорошо. Иди следом за мной, не отставай и внимательно слушай.
Ежик и Сорока тронулись в путь. Сорока летела впереди, а Ежик от нее старался не отставать.
— Сейчас мы идем по загородному шоссе. Пешеходы здесь ходят по обочине навстречу транспорту. Если нужно перейти дорогу, посмотри налево, а потом направо. В городе будет много машин, — рассказывала Сорока, — там движение регулирует трехглазый Светофор. Когда горит красный свет — стой, когда желтый — тоже стой, это значит, что скоро загорится зеленый, а когда включили зеленый — подожди, пока все машины остановятся, и смело иди вперед, если путь свободен.
Чтобы пешеходам было безопаснее, на больших магистралях строят подземные переходы. Если увидишь голубой квадрат с человеком, спускающимся по ступенькам, значит, рядом подземный переход. Тебе, Ежик, нужно туда спуститься, пройти на другую сторону, и ты будешь на месте.
Ежик пошел дальше один. Когда он вышел на другую сторону, то увидел красный треугольник с бегущими ребятами. Ежик поздоровался с ним и спросил:
— Далеко ли до школы?
Знак ответил:
— Мой знак предупреждает водителей: «Дети!» Это значит, что школа совсем рядом, и водитель должен быть очень осторожен!
Ежик обрадовался и скоро вошел в широкие ворота, где было написано: «Добро пожаловать!»
Ежика увидели дети, взяли его осторожно и отнесли в живой уголок.
Там грустил Зайчонок. Его лапка зажила, и он очень хотел вернуться в родной лес. Ежик с Зайчонком много разговаривали и решили вернуться вместе в родной лес.
Нарушать Правила дорожного движения они больше не будут.
ПОДАРОК ОТ ЗЕБРЫ
Жила-была в Африке лошадка по имени Зебра. И гордилась она своими черно-белыми рубашками. Как-то раз вздумалось ей по миру побродить. Бродила, бродила, никто не попадался ей на пути, пока она не попала в город. Зебру поразило то, что огромное количество автомобилей мчалось по улице и не позволяло пешеходам перейти ее.
Подземного перехода не было. Зебре было жалко людей. Она положила свою рубашку на дорогу. Водители увидели яркие полосы и остановились. Люди с радостью стали переходить дорогу.
Но настала пора возвращаться в жаркую Африку. И Зебра подарила людям свою рубашку. Но рубашка была одна, а переходов много. Тогда люди на переходах стали рисовать белые полосы. Полосатый переход стали называть «зеброй» в память о своем друге.
Теперь пешеходы сразу видят, где переходить улицу, а водители видят издалека, что здесь может появиться пешеход.
КАК ЛИСА НАРУШАЛА ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Однажды в городе Правил Дорожного Движения случилось следующее: озорница-лиса начала нарушать правила. Она перебегала улицу на красный свет, ломала светофоры, и никто не знал, как ее убедить, чтоб она соблюдала правила. И знаки придумали план, как проучить лису. Они обратились за помощью к инспектору ГИБДД. Как-то раз лиса снова шла по дороге, а не по тротуару, и ее остановил медведь-инспектор. Он отругал лису за неправильное поведение на дороге. Объяснил, что это может привести к гибели. Лиса испугалась и больше никогда не нарушала Правила дорожного движения.
СКАЗКА ПРО УБЕЖАВШИЕ ВЕЛОСИПЕДЫ
На центральной улице города сиял стеклянными витринами большой спортивный магазин. За витринами стояли спортивные тренажёры, манекены в летних и зимних спортивных костюмах, лежали мячи и теннисные ракетки, рыболовные снасти и надувные лодки. Но одна витрина была особенной. В ней красовались велосипеды! Именно возле неё чаще всего останавливались мальчишки на улице. Ещё бы, ведь велосипеды блестели на солнце всеми своими деталями — от спиц до руля. Все мальчишки мечтали иметь такое чудо техники, а велосипеды мечтали о хозяине.
И вот однажды в магазин пришли два мальчика со своими папами. Мальчиков звали Миша и Ваня. Им было по двенадцать лет, они были соседями и друзьями. А в магазин пришли для того, чтобы папы купили им велосипеды. Миша выбрал себе «Салют», а Ваня — «Аист». Велосипеды радовались тому, что у них появились хозяева, с которыми они будут ездить по улицам.
Так и получилось. На улице было лето, у мальчиков в самом разгаре были каникулы, и каждый день после завтрака мальчишки запрыгивали в сёдла велосипедов и катались до самого обеда. Иногда они катались вдвоём, а иногда к ним присоединялись и другие мальчишки с их двора.
«Аист» и «Салют» были рады, что всё получилось так замечательно, но вскоре их радость стала исчезать. Ваня и Миша оказались совсем не дисциплинированными велосипедистами. Однажды они решили покататься по ступенькам большой лестницы, которая ведёт от главного проспекта на набережную. Лестница большая, в ней больше ста ступенек. Но самое главное — она очень оживлённая. Ведь по ней к набережной спускается очень много людей. Но Ваню с Мишей это не остановило. Они решили, что их велосипеды не хуже горных, и решили поиграть в экстремалов. «Аист» и «Салют» звенели всеми спицами и скрипели всеми подшипниками. Они понимали, что ездить по таким трассам им нельзя, ведь они совсем для этого не приспособлены. Но самое главное: ездить там, где ходят люди, нельзя никакому транспорту. Оба велосипеда изо всех сил старались не задеть пешеходов, ведь сами их хозяева уже с трудом удерживали в руках руль. Но они не удержались. И Ваня, и Миша при ударе об очередную ступеньку выпустили руль из рук и покатились кубарем вниз вместе со своими велосипедами. Когда лестница кончилась, они с трудом смогли встать. К счастью, отделались лишь синяками и ссадинами. А вот велосипедам повезло меньше. «Аисту» свернуло руль и погнуло педаль, а у «Салюта» переднее колесо стало яйцевидной формы, не считая ободранной краски на раме. Вечером папы занялись починкой велосипедов. Конечно, родители сделали внушение сыновьям по поводу того, где и как кататься на велосипедах, но мальчики не очень-то их слушали.
А велосипеды, каждый в своей квартире, молчали и вздыхали. Им было очень жаль, что к ним так неуважительно относятся. Но «Салют» и «Аист» даже не подозревали, что их несчастья только начинаются, и езда по лестнице ещё не самое страшное.
Миша давно говорил, что места во дворе настоящим велосипедистам мало, негде разогнаться. Значит, пора выезжать на большую дорогу, то есть на улицу. Ване идея понравилась. И вот утром, сразу после ухода родителей на работу, они выехали со двора на улицу. На ней было столько места! На каждой стороне улицы по три полосы для движения. Машин было ещё не очень много, и Ване с Мишей хватило места, чтобы выехать на проезжую часть.
Сначала они просто ехали, а потом решили устроить соревнования. Каждый что есть силы жал на педали и мчался вперёд. А потом они стали обгонять друг друга, перестраиваться с одной полосы дороги на другую… Водители гудели, высовывались в окна машин и ругали мальчиков, но Ваня и Миша не обращали внимания. Раздался визг тормозов, потому что велосипедисты выскочили на перекрёсток, прямо на красный. Хорошо, что водители успели затормозить, а на дорогу выскочил инспектор ДПС. Мальчишки тоже затормозили и дружно свалились прямо под ноги инспектору. Он поднял нарушителей дорожного движения и повёл их в Госавтоинспекцию. В инспекции велосипеды отобрали и поставили во дворе, а мальчикам велели прийти с родителями.
Вот тут первый раз «Салют» и «Аист» встретились с другими велосипедами. Они тоже стояли во дворе, но были совсем как новые. Спицы у них блестели на солнце, на рамах не было царапин и ссадин, а втулки колёс были смазаны маслом. Сначала «Салют» и «Аист» боялись первыми заговорить с незнакомцами, а потом решились. Оказывается, у этих красивых велосипедов тоже были хозяева, причём такие же мальчишки, как Ваня и Миша. Но они были юными инспекторами движения. Они не нарушали Правил дорожного движения, а даже учили других ребят правильно вести себя на дороге. А ещё они учились на велосипедах проезжать различные фигуры и катались по специально оборудованному велогородку. «Салют» и «Аист» тоже рассказали о своих хозяевах, но рассказ их был очень грустным. Они поняли, что их мальчики Правил дорожного движения не знают, а заботиться о своих машинах не собираются.
Вскоре во дворе показались ребята в красивой форме. Это и были юные инспекторы движения. Они приезжали на занятия по Правилам дорожного движения, а теперь сели на свои велосипеды и поехали на тренировку в велогородок. Напоследок «Салют» и «Аист» узнали, что эти замечательные ребята учатся в соседней школе.
Вскоре пришли родители Вани и Миши и, выслушав инспектора ДПС, забрали велосипеды домой. «Салют» и «Аист» по дороге к дому молча завидовали велосипедам, с которыми они познакомились. А ещё надеялись, что их мальчики после такого происшествия больше не будут нарушать Правила дорожного движения.
Так оно и было целую неделю. А потом Ване в голову пришла новая идея. Он решил, что крутить педали велосипеда тяжело, а скорость всё равно маленькая. А вот если зацепиться за машину, то можно и педали не крутить, и ехать очень быстро. Миша идею одобрил. К ним во двор каждый день приезжала грузовая машина с продуктами для магазина. И на следующий день они с утра стали караулить машину. Она приехала ближе к обеду. Мальчишки дождались, когда машина медленно стала выезжать со двора, и зацепились за борта. Миша зацепился за правый борт, а Ваня за левый. Машина слегка притормозила у выезда на проезжую часть дороги и стала набирать скорость.
Мальчишки мчались вперёд и радовались: колёса велосипедов крутились всё быстрее. Машину обгоняли другие машины, они при обгоне едва не задевали Ваню, а Миша едва не налетал на автобусы, которые обгоняла мчавшая их машина. И тут грузовая машина резко затормозила. Мальчишки не удержались, оторвались от борта машины и полетели вместе с велосипедами вперёд, прямо под колёса машин. Водители выскочили на дорогу, кто-то вызывал «скорую помощь», кто-то инспектора ДПС. Скоро приехала «скорая» и увезла их в больницу. А инспекторы ДПС записали всё, что случилось, и увезли покалеченные велосипеды в ГИБДД.
Во дворе инспекции «Салют» и «Аист» провели несколько дней. Никто за ними не приходил, ведь мальчики лежали в больнице, а их родители и забыли про велосипеды. Сами велосипеды, покалеченные и поломанные, все же вспоминали своих хозяев.
А в инспекцию почти каждый день приезжали их новые знакомые — велосипеды юных инспекторов движения. Их хозяева готовились к новому учебному году, который начнётся через пару дней. Велосипеды-счастливчики здоровались со своими пострадавшими собратьями и слушали их рассказы о злоключениях. А сами рассказывали о своих делах: как здорово проехать «фигурку», быстрее всех пройти этапы в велогородке, а ещё учить кататься ребят из младших классов школы. Наши велосипеды слушали все эти рассказы, и им все больше хотелось стать такими же машинами.
Начался новый учебный год, а за велосипедами так никто и не приходил. И однажды они решились. После обеда, когда во дворе никого не было, они медленно выехали за ворота и отправились к школе, про которую им рассказывали их знакомые велосипеды. Они въехали во двор. «Салют» и «Аист» выглядели ужасно: погнутые колеса и крылья, свёрнутые рули, рамы в царапинах, разбитые светоотражатели. И это ещё далеко не все поломки. Поскольку поблизости не было видно хозяев велосипедов, юидовцы решили, что велосипеды просто бросили на школьном дворе из-за поломок. Они забрали их в свой отряд.
Целых две недели юные инспекторы после уроков занимались ремонтом и покраской новичков их велогаража. А в это время из больницы выписали Ваню и Мишу. Они пришли домой, и не увидев велосипедов, стали выяснять у родителей, где они. Папы на следующий день отправились в инспекцию, но там оказалось, что велосипеды пропали. Все решили, что их просто увезли на свалку.
А вскоре в школу пришло письмо из Госавтоинспекции с информацией о том, как Ваня и Миша совершили дорожно-транспортное происшествие. Инспектор сообщал, что мальчики не знают Правил дорожного движения, и просил учителей серьёзно с ними позаниматься. И тогда классный руководитель отвёл Ваню и Мишу в отряд юных инспекторов движения.
В отряд их приняли, тем более что у юидовцев появилось два новых велосипеда. Эти новички сверкали блестящими спицами и свежей краской, втулки колес были смазаны свежим маслом, а колёса и крылья были выровнены. Это были «Салют» и «Аист». Вот только мальчишки их не узнали. Зато велосипеды их сразу узнали и испугались. Они подумали, что всё начнётся сначала. Но ведь это был отряд юных инспекторов движения. Так что в обиду их уже никто не давал. Да и сами мальчишки больше не нарушали. Они так и не узнали, что «Салют» и «Аист» убежали от них.
О. КАМАКИН
ПУТЕШЕСТВИЕ ДРУЗЕЙ
Однажды медвежонок с зайчонком решили пойти в гости к лисёнку. Друзья шли, весело болтая, и смеялись. Не заметили они, как подошли к дороге.
«Ух ты, сколько машин!!» — воскликнул медвежонок, когда увидел, как по дороге мчатся грузовики, автобусы и другие машины.
«Как же нам перебраться на другую сторону?» — спросил зайчонок.
«А давай перебежим дорогу, и всё!» — предложил медвежонок. И они со всех ног побежали.
Вдруг заскрежетали тормоза, машина резко повернула в сторону, в неё врезалась другая. Зверята, растерянные, стояли посреди дороги, когда к ним подошёл милиционер.
«Как вы здесь оказались? Где ваши взрослые?» — спросил он.
«А мы одни», — со страху пропищал зайчонок. Милиционер взял их за лапки и перевёл через дорогу.
«Слушайте меня внимательно, — сказал он строго. — Переходить дорогу нужно со взрослыми, а если пошли одни, то надо знать Правила дорожного движения. Вот эти огоньки называются светофором. Переходить улицу нужно на зелёный свет. А когда горит красный свет, это значит: «Стой! — Дорогу переходить нельзя!» Светофор — ваш друг и помощник. Он всегда подскажет, как правильно перейти улицу. Если бы вы знали Правила дорожного движения, то с вами не произошло бы сегодняшней неприятности». Медвежонок с зайчонком поблагодарили милиционера и пошли дальше.
Пришли они к лисёнку и рассказали о своём приключении. И решили вместе пойти в библиотеку, чтобы изучать Правила дорожного движения.
Ребята! Знайте Правила дорожного движения.
НА СКАЗОЧНОЙ ПОЛЯНЕ
На сказочной поляне в густом сказочном лесу собрались все звери и птицы. Все наперебой рассказывали, как они провели день. Воробей летал в город и видел чудище с тремя глазами: красным, жёлтым и зелёным. Чудище висело прямо в воздухе и постоянно кому-то подмигивало.
Всезнайка-Сорока объяснила, что это светофор, он указывает машинам, когда и куда надо ехать. Долго еще звери и птицы слушали других «горожан». Но больше всех их удивила Зебра, которая заявила, что по ней сегодня хотели ходить дети. Как это, ходить? Оказывается, очутившись в самом людном месте города, она услышала, как женщина говорила толпе малышей: «Переходим дорогу по «зебре». Наша Зебра испугалась и убежала. Так и не увидела, что дети перешли дорогу в том месте, где асфальт был разлинован белыми полосками, такими, как у зебры на всем теле.
Но Мудрая Сова рассказала испуганной Зебре о пешеходном переходе и правилах пересечения проезжей части дороги и перекрёстков.
Да, многие были удивлены происходящим в городе и заинтересовались правилами, о которых рассказывала Мудрая Сова. С тех пор лесные жители изучают правила движения и советуют всем строго соблюдать их.